Информационный дайджест №4, 2019
Альбина Бикбулатова: «Нужно развивать одновременно и технические средства реабилитации, и мотивацию самих людей»
Альбина Ахатовна Бикбулатова, проректор по методической работе и инклюзивному образованию РГСУ, лидер движения «Абилимпикс», выступила с темой «Непрерывная система профориентации для людей с инвалидностью».
– Говоря о социальной реабилитации, невозможно не затронуть тему образования. Многие системные решения в стране уже реализованы. К великолепному российскому опыту во многих странах до сих пор обращаются, но после ратификации конвенции очень важно, чтобы мы встроили людей с инвалидностью в общество. Образование – как раз те ступеньки, которые позволяют это сделать органично. И сегодня делается многое по созданию системы комплексной поддержки.
С 1 сентября 2016 года в российских школах введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО для детей с ОВЗ). Проблемой стало то, что и педагоги, и, прежде всего, родительское сообщество к этому были абсолютно не готовы, до сих пор существуют проблемы с доступной средой.
Эти трудности есть везде в мире, ни в одной стране вы не увидите полностью доступной среды, и все с этим живут, справляются. Эта важная задача не решается за секунду, нужно подходить комплексно: развивать одновременно и технические средства реабилитации, и мотивацию самих людей.
Есть масса примеров, когда люди, не имея комфортной возможности, выходили из дома, преодолевая себя. Хочу привести пример, когда в одну московскую школу по обмену приехала девочка-колясочница, а в школе не было пандуса. И девочка ползала по лестнице, для нее это не было унижением. Мы немножко по-разному воспринимаем особенности среды.
ФГОС введен, многие школьники учатся сегодня инклюзивно. Это замечательно потому, что это то, что меняет общество и меняет наших детей, позволяет вырастить новое поколение, которое будет жить в условиях инклюзии.
Параллельно создается система поддержки профессионального образования. 111 колледжей в 82 субъектах Российской Федерации являются центрами поддержки региональных систем развития профессионального образования. Они действительно транслируют лучшие адаптированные программы по работе с нозологиями, очень много профессий сегодня доступны для людей с инвалидностью в совершенно разных сферах.
Открылось 36 центров в СФО и 21 – в вузах, их цель – оказание методической поддержки для изменения отношения к людям с инвалидностью, к их возможностям у педагогов, работодателей, социальных партнеров.
В Российском государственном социальном университете нам удалось объединить вокруг вуза производителей технических средств и общественные организации, которые действительно хотят изменить ситуацию, которые каждый день делают что-то для того, чтобы образование стало доступным. Согласно статистике примерно на 7% увеличилось число людей с инвалидностью, которые пришли в вузы.
И хочу рассказать о проекте «Абилимпикс». Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования. Многие знают об этом флагманском проекте. Конкурсы профессионального мастерства показывают, что люди с инвалидностью могут работать в очень многих профессиях, которых сейчас в России более 120. В Китае и Японии, для сравнения, таких профессий 26. Несмотря на то что мы не так давно стали системой инклюзии, мы движемся очень быстро. Я верю в то, что нужно начинать с общества: с родителей, просвещения, и, двигаясь маленькими шагами, делать великие дела.